
Есть мнение, что в маленьком ребёнке столько всего своего собственного, что ничего уже не «перезаложишь». Попробуем разобраться, так ли это.
По статистике, у 70% детей алкоголиков формируются навязчивые пристрастия к алкоголю, работе, еде, сексу, лекарствам, азартным играм, а около половины из них вступает в брак с алкоголиком. Вероятность самому стать алкоголиком у детей, выросших с родителями-алкоголиками, увеличена в 4 раза.
Однако встречаются дети, которые рано взрослеют и становятся в такой семье «старшими», берут заботу о себе и родителях в свои руки. Их процент очень мал.
Теперь представим, что с таким ребёнком полноценно занимаются. С ним говорят на хорошем русском языке, читают книги и отвечают на его вопросы, вместе с ребёнком ходят в походы, цирк и на музыкальные представления, стараются привить ему привычку к порядку, правильному поведению в обществе, вводят его в мир искусства, учат читать и декламировать стихи. Ребёнок что-то потеряет от этого? По крайней мере, он будет чувствовать себя нужным, любимым родителями, уверенным в себе и своих силах, наконец-то счастливым, у него сформируется программа поведения со своими детьми.
Точно так же, как врождённые данные — отличный оперный голос. Если его не поставить, не заниматься с хорошими педагогами, а вообще оставить как есть, то ребёнок, конечно, будет петь, но явно хуже, чем при должном внимании к нему.
Любые исходные данные, заложенные в человеке, можно улучшить, замедлить или ухудшить. К сожалению, в реальной жизни нет возможности «прокрутить плёнку» и узнать, как сложилась бы жизнь одного малыша при разных родителях и разных созданных ими обстоятельствах.