
Игры по методике Монтессори развивают кругозор ребёнка, расширяют знания об окружающем мире, учат пробовать, экспериментировать, изучать. Детям такие игры, как правило, нравятся больше стандартных игрушек из магазина.
Тёплые кувшины
Материал: 8 металлических кувшинов.
Цель: дифференциация восприятия температурных различий.
Возраст: около трёх лет.
Как работать с материалом. Учитель наполняет кувшины водой различной температуры. Каждая пара кувшинов содержит воду одинаковой температуры. Вода должна быть не горячее 45 градусов Цельсия. Это упражнение можно проводить в течение короткого времени, так как вода быстро остывает, поэтому оно предлагается сначала маленькой группе.
Учитель берёт 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как охватить кувшин рукой, и даёт его в руку ребёнку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребёнку сравнить их. Затем он констатирует различие температур кувшинов: холодный — горячий. О температуре судят по собственному впечатлению.
Контроль над ошибками: происходит через повторное сравнение.
Вкусовые банки
Материал: 8 баночек, 8 пипеток, маленькая ложка. Готовят 4 раствора: сладкий (раствор сахара), солёный (раствор соли), кислый (раствор уксуса или лимона), горький раствор.
Цель: дифференциация восприятия с помощью вкусовых ощущений, различение вкусовых качеств.
Возраст: около четырёх лет.
Как работать с материалом. В присутствии ребёнка учитель готовит 4 раствора: сладкий, солёный, кислый и горький. Каждые 2 банки он заполняет одинаковым раствором. Ребёнок узнаёт, что жидкости бывают различного вкуса. Затем учитель вводит остальные банки. Банки, содержимое которых одинаково по вкусу, ставятся рядом друг с другом.
Контроль над ошибками происходит посредством повторного сравнения.
Устный урок. Назвать вкус жидкостей: сладкий — кислый — горький. Название связывается со вкусом жидкости.
Применение:
- определить знакомые вкусовые качества пищевых продуктов;
- установить различный вкус сортов хлеба, сортов фруктов сортов орехов.
Коробки с запахами
Материал: 2 ящика, в каждом по 6 коробочек. Они наполнены остро пахнущими веществами, например, кофе, какао, приправами из гвоздики, корицы, аниса. Содержимое обоих ящиков соответствует друг другу.
Цель: дифференциация с помощью обоняния.
Возраст: около трёх лет.
Как работать с материалом. Учитель вынимает все коробочки из ящика, отвинчивает крышки и кладёт их рядом. Затем берёт коробочку в руку и чётко показывает, как её нюхают, вдыхая через нос. Ребёнок повторяет действие учителя Затем он нюхает все остальные коробочки.
Контроль над ошибками: происходит при повторном сравнении.
Дальнейшие упражнения:
- позже можно проделать подобное упражнение с закрытыми глазами. При отсутствии зрительного восприятия возможности восприятия других органов чувств усиливаются;
- коробочки из одного ящика ставят на другой стол. Ребёнок отмечает одну коробочку и приносит соответствующую коробочку с другого стола.
Звоночки
Материал: две зелёных доски с белыми и чёрными полями, которые соответствуют клавишам. Восемь звоночков с белыми подставками, шесть звоночков с чёрными подставками. Они охватывают звуковой ряд от С' до С''. Соответственно этим звоночкам имеется 14 звоночков с коричневыми подставками. к ним прилагаются палочка и глушитель.
Прямая цель: воспринимать звуки различной высоты.
Косвенная цель: подготовка к музыкальному воспитанию, тренировка тонкой моторики кисти и руки.
Возраст: около трёх лет.
Как работать с материалом. Звоночки с белыми подставками стоят по порядку позади белых полей клавишной доски. Соответствующие звоночки с белыми подставками стоят в беспорядке на столе. Учитель выбирает один из них и ставит перед клавишной доской. Он берёт палочку так, чтобы её круглый конец свисал вниз Теперь он ударяет по нижнему краю звоночка, прислушивается к звуку и останавливает звоночек концами пальцев или глушителем.
Учитель предлагает ребёнку повторить и наблюдает за ним при этом. Перед тем как начать упражнение, ребёнок должен научиться обращаться со звоночками.



























