
Совесть — это сложное явление, которое знакомо взрослым, но для детей, особенно до определённого возраста, остаётся загадкой. Совесть можно описать как внутренний голос, который начинает подавать сигналы при нарушении этических норм, принятых в конкретной семье и обществе.
До шести лет дети остаются эгоцентриками, то есть оценивают мир исключительно со своей точки зрения. Они могут выучить правила поведения, но понятие «совесть» для них ещё не доступно. Только к концу младшего школьного возраста детский мозг получает возможность мыслить настолько абстрактно, чтобы выбирать свои личные предпочтения.
Важно помнить, что совесть формируется на основе этического воспитания в семье. Родители играют ключевую роль в формировании совести у ребёнка, так как они являются примером и источником знаний о нравственных нормах.
Не раньше шести лет мозг готов усваивать и применять информацию о высших чувствах: сочувствии, чувстве товарищества, патриотизме и так далее. Важно, чтобы эти чувства базировались на нормах поведения, принятых в семье и окружающем пространстве.
Таким образом, детская совесть — это реальность, но она формируется постепенно и зависит от многих факторов, включая воспитание, окружение и индивидуальные особенности ребёнка.