
Дети, как и взрослые, все разные. Спокойные и беспокойные, мягкие и упрямые… Если ребёнок не слушается маму, делает всё наоборот, как с этим бороться?
В зависимости от причины должна строиться реакция взрослого. Назовём основные типы непослушания, но прежде скажем, что стоит знать: есть такой критический период развития.
Существует кризис 3 лет, кризис 7 лет, а также плавающий кризис в районе 5 лет и младший подростковый возраст 8–9 лет. Развитие ребёнка протекает не плавно, а бурными скачками.
Одна из примет кризисного возраста — это негативизм. Это когда к любому предложению взрослого добавляется частица «не». Если ваш ребёнок говорит «нет, не хочу» почти всегда, то это негативизм, а это примета кризиса.
Непослушанию нужно радоваться: раз кризис, значит, ребёнок растёт. Но это вовсе не означает подчинения всем требованиям ребёнка. Хорошо, если родители могут дать ребёнку право на это «нет», сказать: «Да, я слышу, что ты не хочешь». Но это не значит согласиться.
Важно, чтобы взрослые не отказывались от своего «я», своего мнения. Итак, первая причина детского непослушания — возрастные кризисы развития.
А вторая причина непослушания — это недостаток внимания со стороны взрослого. Непослушание может быть одной из поведенческих стратегий для привлечения внимания взрослого.
Ребёнок развивается нормально, когда знает, что взрослый в семье — главный. И если это непослушание намеренное, борьба с авторитетом мамы или папы, ему нужно показать, что вызов понял, вызов принял, границы есть, границы на замке.
Основное правило по отношению к плохому поведению для взрослого: не подключаться к эмоциональной волне ребёнка, не начинать вибрировать в том же ритме.
Помните, как «в этой речке утром рано утонуло два барана»? Важно не раздражаться, не отвечать на равных. Повышаете тон — знайте — это не работает, это не воспитательная мера.
Есть такая восточная мудрость, что раздражённый воспитатель не воспитывает, а раздражает. Раздражение не даёт результата.
Агрессия по отношению к сверстникам. Ситуация: ребёнок по отношению к сверстникам проявляет агрессию, может стукнуть машинкой ребёнка на площадке без всякой причины. Чем это объяснить и что с этим делать?
Существуют варианты родительского поведения в такой ситуации. Для того чтобы выбрать правильный вариант, необходимо верно оценить ситуацию.
Сначала мы находим причину плохого поведения, называем её для себя, а уж потом — реагируем.
Это возможно любому включённому взрослому, не реагировать на раздражение раздражением, а посмотреть, почему ребёнок так себя так ведёт.
Алгоритм