
Что делать, когда ребёнок не слушается? Как поддерживать дисциплину и при этом не подавлять личность малыша? В этой статье мы рассмотрим советы известных педагогов и психологов по воспитанию детей.
Антон Семёнович Макаренко о дисциплине
А. С. Макаренко считал, что дисциплина — это результат всего комплекса воспитания, а не отдельных мер. Поэтому к вопросу дисциплины нужно подходить комплексно. Необходимо обратить внимание на обстановку в семье, обязанности ребёнка, трудовое воспитание, влияние друзей и уважение к старшим.
Юлия Борисовна Гиппенрейтер: 4 цветовых зоны
Ю. Б. Гиппенрейтер пишет о том, что сначала необходимо установить добрые отношения с ребёнком, а затем на их основе укреплять дисциплину. Каждому ребёнку необходим режим дня, порядок и правила поведения. Родители не должны нарушать стремления ребёнка к самостоятельности, но при этом могут быть твёрдыми и непреклонными, и понимающими одновременно.
Мария Монтессори о свободе и дисциплине
М. Монтессори считает, что дисциплина должна быть деятельной, активной. Ребёнок должен чётко разделять понятия «добро и зло». То, что делать категорически нельзя — необходимо запрещать с безусловной строгостью. При этом необходимо, чтобы ребёнок «не смешивал добро с неподвижностью и зло с активностью».
Делаем выводы
Если ребёнок не слушается, для начала необходимо разобраться с причиной его действий, с обстановкой, повлиявшей на подобные действия ребёнка. Эту обстановку необходимо изменить. Важно учитывать интересы и чувства ребёнка, чтобы «методы воздействия» не вызвали у него бурного сопротивления и отказа от дисциплины.
Ребёнок должен чётко понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Тем не менее, обязательно должна присутствовать свобода и самостоятельность в поведении ребёнка. Деспотично ограничивая ребёнка, мы убиваем его личность, способности и инициативность.