
На моём профессиональном горизонте всё чаще появляются семьи, у которых есть все возможности не водить ребёнка в садик. Но… ребёнка с трёх-четырёх лет всё равно отдают в детский сад. Одни идут без возражений, но часто болеют. Другие становятся нервными и агрессивными. Для многих детский сад — непосильная психологическая нагрузка. Но когда заводишь об этом разговор, нередко наталкиваешься на стену.
Я задумалась над природой такого сопротивления несколько лет назад, когда ко мне на консультацию пришла молодая пара с мальчиком четырёх с половиной лет. Сева жался к маме, прятал лицо в её коленях, наотрез отказался пройти без родителей в соседнюю комнату посмотреть игрушки.
Родители были уверены, что это просто особенности характера, но я увидела в этом признаки психологической травмы, нанесённой ребёнку ранним отрывом от семьи. О чём, говоря по правде, вполне можно было догадаться самим, без консультации специалиста. Но мама с папой не хотели видеть очевидного.
Они считали, что детский сад — это необходимость, что там ребёнок учится общаться и готовиться к школе. Но ведь внимание у Севы рассеивалось как раз в саду, при нервном перенапряжении. И до школы оставалось ещё два с половиной года, для дошкольника огромный срок. Да и чему уж такому особенному учат в детском саду?
Случай был настолько яркий, а родительское сопротивление так откровенно иррационально, что мысль о подсознательных механизмах этого сопротивления напрашивалась сама собой. На уровне сознания возразить было нечего. Но подсознание нашептывало прямо противоположное, и его шёпот оказывался сильнее.
Опытные врачи и педагоги говорят о том, что ребёнку-дошкольнику нужнее всего материнская забота и тёплый, уютный дом, спокойная, доброжелательная атмосфера в семье. В такой обстановке он расцветает и нормально развивается.
Тогда ещё не оперировали терминами «психологическая нагрузка» или «стресс», но саму опасность уловили правильно. Теперь те же самые выводы делаются уже на научной основе.
























