
В современном мире всё больше родителей стремятся стать друзьями своим детям. Но так ли это безопасно? Доктор психологических наук Вера Борисовна Никишина рассказывает о том, какие опасности могут подстерегать детей и родителей на пути дружбы.
Роль друга и роль родителя — две разные роли, которые требуют разных подходов и ожиданий. Роль друга характеризуется равностью вкладов, прав и ответственности, а в детско-родительских отношениях больший объём ролевой ответственности и прав находится на стороне взрослых.
Родители часто используют дружеский подход, чтобы поддерживать свою позицию молодого человека или молодой женщины. Они хотят быть на одной волне со своими детьми, но это может привести к путанице ролей и конфликтам.
Важно понимать, что дружеские отношения не всегда подходят для детско-родительских отношений. Родители должны сохранять свой авторитет и устанавливать границы, чтобы дети могли чувствовать себя защищёнными и уверенными.
Авторитет — это условие, при котором дети признают приоритет прав и ответственности родителей. Если авторитета нет, то дети не будут уважать родителей и их ограничения.
На разных этапах жизни содержание авторитетности для ребёнка подвергается изменениям. Для маленького ребёнка авторитетными будут родители, которые хорошо рисуют, лепят или выполняют какие-то действия, которые недоступны, но желательны для выполнения самого ребёнка. А в подростковом возрасте любая авторитетная позиция обесценивается: на предшествующем этапе умный, смелый, сильный, совершенно авторитетный родитель вдруг становится в глазах подростка банальным, не умеющим.
Это необходимо и используется подростком для сепарации, чтобы перейти от доверия к родителю к доверию к самому себе. Если сепарация, доверие, складываются с наименьшим количеством конфликтов и агрессии, то последующие этапы отношений будут реализовываться в равноправном доверии родителя по отношению к ребёнку, ребёнка по отношению к родителям.