
В первые годы жизни дети с синдромом Дауна, как и все малыши, стремятся познать мир и научиться взаимодействовать с окружающими. Однако их развитие может протекать несколько иначе. Понимание этих особенностей и создание оптимальных условий для роста и развития — ключ к успешной адаптации и полноценной жизни.
Первый год жизни
В этот период дети с синдромом Дауна проявляют живой интерес к миру и активно взаимодействуют с близкими. Они улыбаются, устанавливают контакт глазами, лепечут — всё это свидетельствует об их стремлении к общению и познанию. Несмотря на то, что некоторые навыки могут формироваться немного позже, чем у обычных детей, тенденция к хорошему социальному и эмоциональному развитию сохраняется.
Социальное и эмоциональное развитие
Маленькие дети с синдромом Дауна так же, как и все малыши, стремятся к общению и взаимодействию с окружающими. Они улыбаются, лепечут, устанавливают контакт глазами — всё это свидетельствует об их стремлении к общению и познанию. Несмотря на то, что некоторые навыки могут формироваться немного позже, чем у обычных детей, тенденция к хорошему социальному и эмоциональному развитию сохраняется.
Развитие моторики
В первые месяцы жизни дети почти неподвижны, их движения и активность почти целиком зависят от других, но на четвёртом месяце они начинают тянуться к предметам и трогать их, и это увеличивает их возможности узнать что-то об окружающем их физическом мире и научиться координировать взгляд и прикосновение. Программа соответствующих упражнений в первый год жизни поможет улучшить ситуацию и сведёт отставание к минимуму.
Зрительное изучение окружающего мира и зрительный контакт
Во второй половине первого года жизни дети начинают меньше времени своего бодрствования проводить, вовлекая окружающих в социальные игры, и больше времени посвящать изучению мира вокруг себя. Зрительное изучение среды в дополнение к большей подвижности позволяет детям больше узнавать об окружающем мире.
Второй год жизни
Развитие речи
Самый важный аспект развития на втором году жизни — это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год; первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трёх слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает, и в возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц.