
Каждая мама время от времени прибегает к услугам бабушек, подруг или знакомых. Надо же оставить на кого-то любимых, ненаглядных, но столь непоседливых чад. Даже те, у кого нет собственных детей, имеют свои взгляды на воспитание подрастающего поколения. Взгляды, по их мнению, обоснованные и единственно правильные.
Вы убеждены, что никто лучше вас не знает вашего ребёнка, и только вам ведомо, как нужно обращаться с вашей дочерью или сыном. Оставляя на кого-то своего ребёнка, вы бы хотели, чтобы с ним обращались согласно вашим рекомендациям. Но временный «опекун» полагает, что, коль скоро он остался один на один с вашим малышом, он вправе воспитывать его согласно своим личным взглядам.
Часто он жалуется на ваших детей, а дети — на него. Взаимная перекрёстная обида. Как разобраться в ситуации?
Будьте благодарны
Для начала надо уяснить простую мысль: вам никто и ничего не должен. Никто не обязан сидеть с вашим ребёнком. Тогда многие вопросы и претензии отпадут сами собой.
Если вопрос не принципиален для вас, скажем, какую шапочку натянуть на ребёнка: зелёную или красную, куда пойти гулять: на сквер или в парк, — не настаивайте. Пусть это будет в компетенции того, кто остался с вашим ребёнком.
Уважение к мнению другого, его взглядам должно присутствовать всегда. Его точка зрения тоже чем-то обоснована. Примите её.
Схема построения беседы
В начале беседы ваш собеседник должен получить порцию поглаживаний от вас в виде одобрения, восхищения. В середине разговора выскажите, чем вы недовольны, что вас огорчает, и что вы бы хотели изменить. А беседу закончите позитивом, подарите надежду, что всё будет замечательно, спорные вопросы разрешатся, ситуация изменится в лучшую сторону, вы верите, вы знаете, что всё будет «ОК».
1. Позитив
Вы приходите домой, и вам навстречу кидаются зарёванные дети, жалующиеся друг на друга и на бабушку. Подходит бабушка и начинает жаловаться: на детей, на своё здоровье и усталость.
А у вас нет сил, но надо всех выслушать, разобраться, выровнять ситуацию.
Помогите им разместиться, чтобы вы могли соприкоснуться друг с другом, обнимите малышей. Бабушка обижена, что дети облепили маму со всех сторон, а ей, которая, как каторжная, отсидела с ними, никакого внимания. А она устала, и не обязана...
Пример диалога с бабушкой
- Устремите на бабушку всё своё внимание, изобразите живейший интерес к тому, что она рассказывает, как сетует на жизнь и на детей.
- Слушая героический рассказ бабушки о её подвиге по выгулу и кормлению внуков, восхититесь её выдержкой и неутомимой энергией.
- И при этом поглаживайте, обнимайте и целуйте своих ненаглядных чад. Они же соскучились по маме!
- Дайте им максимум тактильного общения.
- При этом внимательно слушайте бабушку! Это её звёздный час!
Научитесь отделять важное от второстепенного. Если внук грубо ответил бабушке — эту ситуацию нужно разобрать. Если дети проигнорировали бабушкино требование доесть кашу, обсуждение этого факта можно опустить.
2. Негатив
До этого вы одаривали положительной энергетикой окружающих и конструктивно разбирали ситуацию, искали пути разрешения конфликтов.
Стало понятно, что категорически вам не нравится и что бы вы хотели изменить. В какой форме сделать замечание, чтобы ваш собеседник не обиделся и принял вашу точку зрения?
Подача мысли
Мысль формулируйте точно так же: позитив — негатив — позитив. «Мне искренне жаль, что вас так вымотали внуки. Если бы вы вместо совместного просмотра сериала пошли гулять в парк, этого бы не случилось. Вы бы отдохнули на скамеечке, погрелись на солнышке, а дети всласть набегались, и были бы спокойны дома. Вот почему я прошу вас, это нужно вам и нужно детям — всё свободное время проводить на улице. Вы согласны, что свежий воздух всем полезен? В следующий раз я сама приготовлю одежду для малышей, чтобы вам было удобнее собирать их на прогулку».