
В эпоху, когда Россия переживала культурный и социальный перелом, Иван Иванович Бецкой предложил революционную идею — создание Воспитательного дома. Это учреждение должно было стать не просто приютом для сирот и брошенных детей, но и местом, где формировался бы новый тип человека — гражданин, полезный для государства.
Бецкой, обладая ярким умом и незаурядными способностями, стал ближайшим соратником Екатерины II. Он разработал целый ряд проектов создания и реорганизации учебно-воспитательных учреждений, но проект Воспитательного дома был, пожалуй, наиболее масштабным и амбициозным.
Воспитательный дом должен был стать местом формирования нового типа людей, так называемого третьего сословия. Бецкой видел в этом залог нравственного возрождения всей нации. Он настаивал на том, чтобы выпускники Воспитательного дома оставались вольными и не могли быть закабалены или укреплены.
Основные принципы содержания детей в таких заведениях были изложены Бецким в нескольких документах. Прежде всего это краткое «Предварительное объяснение предметов воспитания, распоряжений для успеха оных и порядка управления» и обширное «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества…».
Воспитательные стратегии, изложенные Бецким, во многом остаются актуальными и по сей день. Они основаны на принципах «желания чести» и «стыда», которые должны были стать основными механизмами воспитания в создаваемых учреждениях.