
В России с 2011 года внедряется двухуровневая система высшего образования «бакалавриат – магистратура». Глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко считает, что в условиях неопределённости потребностей общества предпочтительнее готовить специалистов широкого профиля. Однако многие российские вузы и европейские страны не поддерживают переход на новую систему.
Протесты европейских студентов против Болонской системы показывают, что вузы из университетов превратились в фабрики по производству специалистов для предприятий. Политики обещают провести «реформу реформы» и пересмотреть учебные планы.
Заведующий кафедрой истории Церкви на историческом факультете МГУ, игумен Филипп (Симонов) выразил свои взгляды на реформу высшего образования. Он считает, что проводимые реформы разрушают сложившуюся систему подготовки кадров. Бакалавр, по его мнению, не готов к самостоятельной работе, так как у него нет самостоятельной практики и завершающего исследования.
Игумен Филипп также отметил, что в реальном секторе будут работать недоученные студенты, а кадры для фундаментальной науки будут черпаться из оставшихся 10% выпускников магистратуры. Он считает, что нужно планировать подготовку кадров заранее и ориентировать студентов на конкретные прикладные задачи для экономики страны.