
В детском коллективе свои законы — часто достаточно жестокие. Дети могут быть отвергнуты сверстниками по разным причинам. Иногда это связано с внешними факторами, такими как внешность или одежда. Но чаще всего причина кроется в том, что ребёнок не знает стереотипов и негласных правил детского общения.
Ребёнок может быть не принят в игру из-за незнания правил и норм поведения в детском коллективе. Он не понимает, как вести себя в компании, как договариваться с другими детьми, как соблюдать ролевые отношения. Это приводит к тому, что ребёнок чувствует себя неуверенно и одиноко.
Кроме того, недостаток социального опыта может привести к тому, что ребёнок не умеет играть вместе с другими детьми. Он может не понимать, как распределить роли, как соблюдать сюжет игры, как договариваться с партнёром по игре. Это также может привести к тому, что ребёнок будет отвергнут сверстниками.
Общение со сверстниками играет важную роль в социальном и интеллектуальном развитии ребёнка. С друзьями ребёнок учится взаимному доверию и уважению, общению на равных, всему тому, чему родители не могут его научить. Неспособность ребёнка заводить друзей или дружить с кем-либо длительное время начинает проявляться уже в детском саду.
Ребёнку трудно выделить роли и принять какую-то на себя, оставаться в рамках этой роли в течение всей игры, соблюдать соподчинение ролей по сюжету, понимать собеседника-партнёра с учётом как его роли, так и его личностных качеств, желаний, недовольств и т.д. и суметь договориться с ним в рамках роли и сюжета, не обидев при этом «по жизни», как личность.
Вот и получается, что ребёнок играть не умеет, не понимает партнёра, всё время «вылезает» из своей роли, чтобы дать кому-нибудь полезный, с его точки зрения, совет, путает ролевые и реальные отношения и высказывания, обижается на них. Понятие «понарошку», которым он худо-бедно владеет в индивидуальной игре, вдруг забывается, и он всерьёз воспринимает, например, гнев и наказание со стороны мальчика, исполняющего в игре роль злого папы, может испугаться и выйти из игры, заявив: «Петя меня ругает, не хочу с ним играть».
Налицо игровая и социальная незрелость, неготовность к совместной игре. А ведь остальные учить его не будут, здесь закон простой: не умеешь — иди отсюда. Вот наш неудачник и идёт, глотая слёзы.
Елена Волкова-Гаспарова, кандидат психологических наук, Центр дошкольного детства им. А.В. Запорожца, психолог ДОУ № 792, Москва