
В обществе существует миф о том, что после трёх лет мозг ребёнка закрывается для развития. Это приводит к тому, что родители начинают торопиться с ранним обучением своих детей. Однако современные исследования показывают, что это не так.
Профессор М. М. Безруких, доктор биологических наук и глава Института возрастной физиологии Российской академии образования, развенчивает этот миф. Она подчёркивает, что развитие мозга продолжается на протяжении всей жизни, и нет оснований говорить о том, что окно развития закрывается в 4–6 лет.
В своём докладе «Современный дошкольник: мифы и реалии развития» М. М. Безруких приводит данные о том, что новые связи в мозге образуются в любом возрасте до глубокой старости. Это означает, что требования к детям, которые они ещё не могут выполнить, не имеют оснований.
Одним из мифов, который развенчивает М. М. Безруких, является миф о раннем чтении. Она подчёркивает, что формирование навыков письма и чтения в 3–4 года создаёт систему неадекватных требований и может привести к проблемам в обучении в будущем.
Таким образом, современные исследования показывают, что раннее развитие не является ключом к успеху в будущем. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и создавать условия для его гармоничного развития.