
Ко Дню молодежи, 28 июня, Аналитический центр Домклик от Сбера изучил поведение молодых заемщиков на рынке Семейной ипотеки, отдельно рассмотрев поколение зумеров.
В рамках исследования также был составлен портрет типичного представителя этой группы, оформившего ипотеку в 2025 году.
Молодежь — ключевая аудитория семейной ипотеки
В России к молодежи официально относят граждан от 14 до 35 лет. Однако поскольку ипотека доступна только с 18 лет, в исследовании аналитики сосредоточились на заемщиках 18 — 35 лет. Эта возрастная группа остается основным драйвером спроса на семейную ипотеку: в 2025 году на неё приходится более 55% всех выданных кредитов по программе. Это на 6 процентных пунктов (п.п.) выше, чем в 2024 году.
Особое внимание привлекают зумеры (рожденные с середины 1990-х до начала 2010-х). Сегодня самым старшим из них около 30 лет, и многие уже успели взять первую ипотеку.
Если рассматривать зумеров как отдельную категорию заёмщиков, их доля в оформлении «Семейной ипотеки» за 2024–2025 годы выросла на 4,2 п.п., почти вернувшись к максимуму 2022 года (21,5%).
Чаще всего Семейную ипотеку берут зумеры из регионов с относительно доступным жильём или высокими зарплатами (ХМАО, ЯНАО).
Лидером в этом отношении стал Ханты-Мансийский автономный округ — доля зумеров составила 29%. Второе место поделили Орловская и Рязанская области, в которых доля зумеров с Семейной ипотекой составила 28%. В Тверской и Липецкой областях на зумеров пришлось по 27% оформленных семейных ипотек. Родившиеся в середине 1990-х также значительно присутствуют в выдачах Семейной ипотеки в ЯНАО, Курганской и Ульяновской областях — по 26%. Наконец, в число регионов с относительно высокой долей зумеров с Семейной ипотекой вошли Республика Карелия и Тамбовская область — по 25%.
Столичные зумеры реже берут Семейную ипотеку, предпочитая покупать жильё без кредитов
Как и ожидалось, меньше всего Семейную ипотеку оформляют молодые жители Москвы и Санкт-Петербурга. В российской столице на зумеров приходится лишь 11% выданных кредитов, а в Северной столице — 13%. С другой стороны, жители Москвы и Санкт-Петербурга, в том числе и молодые, в 2025 году лидируют по покупке жилья без ипотеки. В Северной столице по итогам первого полугодия доля неипотечных сделок составила 67%, а в Москве — 66%.
Портрет типичного заёмщика-зумера в 2025 году
Большинство оформивших Семейную ипотеку — женщины (58%). У 66% заёмщиков один ребёнок, у трети — двое. Около 30% использовали материнский капитал для первоначального взноса — на 10% больше, чем в 2024 году.
- Первоначальный взнос: 1,4 млн руб.
- Сумма кредита: 5,1 млн руб. (+4%)
- Срок: 30 лет (как и в предыдущем году)
- Медианная площадь жилья: 54 кв. м
- 43% выбирают двухкомнатные квартиры, 34% — однокомнатные или студии, 23% предпочли три и более комнат
- Наиболее распространенный сегмент — комфорт-класс (50%) и эконом (46%)
- 38% зумеров-заёмщиков находятся на зарплатном проекте от Сбера
Наиболее заметный рост наблюдается в уровне дохода: медианная зарплата зумеров-заёмщиков увеличилась с 87 тыс. в 2024 году до 100 тыс. руб. в 2025 году (+15%).
Источник: https://www.infoorel.ru