
Монтессори-педагогика основана на идее, что ребёнок с рождения является личностью и не должен подчиняться ни родителям, ни педагогам. Главное в этом подходе — помочь ребёнку развить себя самостоятельно. Роль педагога заключается в создании среды, где ребёнок может найти все необходимые материалы для своего развития.
Девиз педагогики Монтессори: «Помоги мне это сделать самому». Наблюдение за ребёнком — ключевой элемент метода. Монтессори и её последователи проводят много времени, наблюдая за развитием ребёнка, его интересами и определяя его область ближайшего развития. Это позволяет определить сензитивные периоды, когда определённые навыки развиваются наиболее активно.
В Монтессори-группах дети занимаются свободной работой, которая занимает 1,5–2 часа в день. Развитие происходит в пяти областях: сенсорика, навыки практической жизни, математика, родной язык и космическое воспитание. Выбор материала для работы зависит от желания ребёнка, но педагоги могут мягко стимулировать процесс, зная этапы развития.
Дети поступают в группы Монтессори обычно в 2,5–3,5 года. Сначала они занимаются сенсорикой и упражнениями из практической жизни, которые развивают мелкую и крупную моторику, координацию движений, самостоятельность и социальные навыки. Ближе к четырём годам просыпается интерес к математике и русскому языку.
Космическое воспитание идёт параллельно, по мере возникновения интереса. Важно, что детей никто не дёргает и не тянет. Всё происходит естественным образом и по желанию ребёнка. Такой индивидуальный подход как у Монтессори больше нигде не достигается.