
П. В. Тюленев принципиально возражает против исходной концепции Монтессори-педагогики, которая сводит роль воспитателя или родителя к пассивному наблюдателю. По мнению Тюленева, именно родители могут развить таланты и способности ребёнка с помощью системы МИР.
Тюленев разработал серию методик, которые позволяют детям читать, считать и писать в раннем возрасте. Это опровергает учение Марии Монтессори о том, что в первые годы жизни ребёнок не поддаётся прямому воздействию.
Монтессори-педагоги исходят из изначальной индивидуальности и генетической предопределённости ребёнка. Однако, по мнению Тюленева, эти утверждения являются демагогическими и не учитывают реальные результаты его методик.
Тюленев предлагает новые исходные позиции, которые указывают на активную роль родителей и педагогов в развитии детей. Он считает, что каждый ребёнок — потенциальный гений, и его нужно помочь развиться и образоваться.