
Малыш вступает в последний месяц младенчества, и это время приносит с собой множество удивительных изменений. За первый год жизни ребёнок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см. Но не только физические параметры претерпевают значительные изменения — психическое развитие также идёт быстрыми темпами.
Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорождённым состоянием. Начинает активно развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш становится более понятлив и «управляем» при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить.
Увеличивается время бодрствования малютки, что связано с возрастающей работоспособностью и выносливостью его нервной системы. Ребёнок уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и прочими предметами. В режиме дня годовалого ребёнка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия.
На протяжении 12-го месяца в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребёнка возникает потребность проявлять всё большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретённые на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять всё то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребёнок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м — он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без неё, самостоятельно.
Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом. К началу 2-го года лексикон ребёнка состоит из 6–10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов, а также короткие звукосочетания типа «дай», «на», «вот».
Количество понимаемых слов в 5–6 раз больше, чем ребёнок может употребить в активной речи. Малыш понимает слово «нельзя», если родители употребляют его в нежелательных для ребёнка ситуациях. Однако его чувства ещё не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, не посвящённых в тонкости раннего детства.
Общение с ребёнком строится на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребёнка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом.
Мудрая природа заложила в ребёнка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нём. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства, как бы это ни было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие.